🔥 Давно читаю Сергея Лебеденко как автора блога «Книгижарь», и вот теперь прочла его дебютный роман «(не)свобода» о театре и судах (Сергей освещал дело «Седьмой студии» в качестве корреспондента «Новой газеты»). Ну что сказать. Роман — огонь:
— Протоколы-протоколы, а я маленький такой. Название романа — со строчной буквы: свобода тут тоже строчная, в равенстве-братстве с несвободой. (Не)свободны все. «Куклу в мантии» Марину в обмен на свободу мужа принуждают судить театралов так, как нужно господствующему классу. Полковник Романов убежден в том, что русский офицер обязан уметь играть на фортепьяно. На арестуемом в театре рояле он способен сыграть лишь «Собачий вальс». Автор монументального труда «Государство», богач Фома Леонов вынужден шептаться о спасении мира от апокалипсиса (либералов) в павильоне Башкортостана. Да о чем говорить, если даже Сорокин встроен в систему! Бывший замглавы президентской администрации и по совместительству писатель Юрий Бобров считает его пророком и автором методичек для собственных сотрудников.
Саша, сын Марины, растит в формикарии империю. Муравьиная королева лежит в окружении яиц, из которых вылупляются рабочие. Следователь с яйцевидным черепом Фомин и адвокатесса Муравицкая работают над театральным делом, за которым маячат свихнувшийся на имперской теме олигарх Леонов, Митрополит (с заглавной буквы), зловещее Управление (без номеров) и загадочная Хозяйка Мосгорсуда. «Почему у нее на глазах повязка?» — спрашивает Саша про Фемиду. «Это чтобы не видеть, что вокруг творится». И кажется, что будет твориться всегда. Однако, кто это там усердствует? Бормочет: дело заказное. Начинающий, но уже седой адвокат Олег в дурацкой шляпе с пером. Кто продолжает играть в гонзо-журналистку? Недоучившаяся студентка Саша, дочь электрика, больного раком и осужденного на три года: случайно оказался на митинге. Чей смех в зале? Тех, кому кажутся нелепыми утверждения, что спектакль, который видели тысячи зрителей, не проводился.
Название романа, отпечатанное на машинке, в начале воспринимается как слово из протокола, к концу — как название пьесы или сценария. Действие двигают диалоги: разговоры, протоколы допросов, смс, комментарии в соцсетях. В экшн-романе о театре есть и множество приятных остановок на поэзию. После дождя шипит заплаканная Москва. Спешат с работы люди, пытающиеся обогнать ветер заполненных до отказа вагонов. Ноутбук читает медленно, как старый библиотекарь: (не)свобода. Выбранное подчеркнуть.
#сергейлебеденко #литеробзор